Португалия

Самая западная страна Европы. До 1500-х, Кабо-Сан-Висенте (Кабо-Сент-Винсент) на юго-западе Португалии назывался «концом света». Это место было самым западным клочком земли известного тогда мира, который, как вы помните,  в те времена был еще плоским. Считалось, что если вы поплывете дальше вы можете упасть за край земли.

Большинство путешественников знакомы с Португалией благодаря провинции Алгарве (старую или новую столицу которой мы планируем посетить) — земле яркого солнца, чья архитектура и названия хранят память о многовековой власти мавров.

Совсем другая Португалия находится на севере. Здесь расположены старые кельтские земли, где встречаются одни из самых красивых пейзажей в мире. Север страны покрыт скалистыми горами, бесконечными пляжами и плодородными долинами. Провинция Коста-Верде оправдывает свое название — Зеленый берег.

Между этими двумя крайностями — область с просторными открытыми равнинами, усеянная оливковыми деревьями и пробковым дубом. Здесь расположены красивые города, исторические замки, церкви и дворцы. В этом центральном районе находится Лиссабон, в котором мы планируем сделать продолжительную остановку перед выходом на Мадейру.

Время здесь на 1 час меньше чем в Испании — надо не забыть перевести часы, когда пройдем Гибралтар. Зато здесь нет сиесты. Банки работают с 8 утра до 15 часов. Магазины, обычно, с 9 утра до 12:30, затем открываются в 14 часов и работают до 19. Супермаркеты обычно открыты в течение дня до поздней ночи. Часы работы крупных гипермаркетов по воскресеньям ограничено законом. В ресторанах обед подается с 12:00 до 14:30, а ужин с 19:30 до 21:30.

Яхтинг в Португалии

Первым делом, необходимо позаботиться о картах. Лучше всего взять с собой все, что удастся найти. Имейте в виду, что адмиралтейские карты основаны на португальских морских картах и существует задержка в публикации обновленной информации. Отличный waterpilot «Атлантическое побережья Испании и Португалии», опубликованный Фондом Королевского Крейсерского Клуб. В нем представлены наиболее подробную информацию обо всех портах на побережье и настоятельно рекомендуется иметь это издание на борту.

Затем: ветра, течения, приливы, зыбь. На северо-западе, в районе Галисии, Гольфстрим разделяется и движется на юг вдоль всего побережья Португалии со скоростью пол-узла. Поверхность моря подвержена превалирующим ветрам и это оказывает гораздо большее влияние на дрейф, чем течения. Приливные течения довольно слабы, если только вы не приближаетесь к устьям рек или входите в них.

В летние дни с полудня до 19 часов дует Nortada (португальский пассат) силой до 6 баллов. Отлично, чтобы утром пробежаться по магазинам и затем успеть сделать миль 30 на юг, а если надо, как нам, в обратную сторону? 🙂 Тогда надо отправляться в мору как можно раньше и сделать остановку в порту с полудня до 18 часов, в надежде поймать легкий юго-восточный ветер в утренние часы. Эти советы основываются на многолетней статистике о наблюдаемых (преобладающих) ветрах в Португалии. Летом в районе 9 утра 75% наблюдаемых дней дули ветры от восточного до южного направлений силой около 7 узлов, и в 90% от западных до северных силой 14 узлов. Яхтам поднимающихся в северные широты, обычно, рекомендуется выйти подальше в Атлантику и поискать подходящие ветры. Северный ветер может уменьшать глубины позади мысов и усиливаться при подходе к устьям рек. Необходимо быть осторожным и иметь в виду, что ветер может усиливаться при подходе к порту.

Зыбь в этих краях может проявляться довольно сильно в результате штормов далеко в Атлантике. Сильное волнение вдоль побережья летом наблюдается 10% времени, а в зимний период эта цифра увеличивается до 30% . Волнение обычно не удается избежать, отойдя от берега, так как оно простирается, примерно, до 20° з.д. Летом зыбь, обычно, не представляет собой проблему для прибрежного плавания и она обязательно учитывается в прогнозах погоды. Во время сильной зыби, все мелкие якорные стоянки опасны как на западном побережье, так и на юге. Кроме того, небольшие порты, быстро закрываются. Сейчас построено много всепогодных гаваней, что позволяет совершать короткие дневные переходы вдоль побережья с соблюдением надлежащие меры безопасности. Помните, что зыбь в 1 метр  в океане легко превращается в разрушительные волны высотой 4 метра у берегу или мелководье.

Туман. Июль, август и сентябрь являются месяцами наибольшего риска возникновения тумана на западном побережья Португалии — около 4% наблюдений. Во периода дождей, холмы часто покрыты низкой облачностью, которая скрывает, расположенные на вершинах скал маяки. При наличии GPS, что проблема не столь существенна, как ранее, но помните, что GPS может и отказать. Необходимо через регулярные промежутки времени отмечать на карте свое положение (записывать координаты), чтобы при отказе чартплотера вернуться к традиционным методам навигации. Кроме того, часто туман формируется по утрам в долинах рек, что влияет на работу многих портов. Южное побережье меньше подвержено туманам, чем западное, но здесь образуется много банок, когда «Леванте», дующий через Гибралтарский пролив блокируется Атлантической погодой.

Формальности

Власти Португалии, с которыми придется общаться:

  • Capitania (Harbourmaster)
  • Морская полиция
  • Таможня

В маринах, расположенных на западном побережье, все формальностями выполняют в офисе марины при условии, что регистрация производится в офисе марины сразу по прибытии. Если яхта приходит в  нерабочее время представители властей посетят лодку, чтобы получить необходимую информацию для контроля безопасности. А когда откроется офис марины, необходимо будет отправиться туда и выполнить все необходимые формальности. В марине города Лагуш необходимо сначала зарегистрироваться в офисе и только затем войти в марину.

При посещении офиса достаточно только одного человека из экипажа и необходимо иметь с собой:

  • документы на яхту
  • паспорта всех членов экипажа
  • св-во НДС
  • лицензию шкипера
  • страховку
  • информацию об изменениях в экипаже, которые должны быть сделаны

Рекомендуется проявлять к представителям властей уважение, на которое они имеют право в качестве представителей страны куда мы приехали как гости. Как только должностные обязанности будут завершены, они с радостью окажут любую необходимую помощь  («доброжелательны и предупредительны»). Если же вместо этого поучить их работать «быстрее и эффективнее», результат может оказаться противоположным и будет повод написать отрицательный отзыв.

Изменения в крю-листе. Иногда встречаются сообщения, что существуют проблемы с изменениями экипажа в определенных португальских портах. На чем основаны эти сообщения не очень понятно, обычно, со стороны властей и изменения в крю-листы вносятся без проблем.

No comments yet.

Leave a Reply